1.Учение зороастризма.
В начале XXI века на
нашей планете существуют три мировые
религии и около 200 национальных. По числу
исповедующих на первом месте буддизм -
более 2.5 млиардов человек, христианство -
более 2 миллиардов человек, ислам - 1
миллиард 600 миллионе век.
Зороастризм является национальной
религией. На сегодняшний день его
исповедуют более 500 тысяч человек,
проживающих в Индии, в Иране и в
Азербайджане.
Зороастризм появился в 7 веке до н.э. на
территориях нашей Центральной Азии, Ирана
и Азербайджана. Пророком был Зороастр или
Заратуштра.
Зороастризм
— термин
европейской науки, происходящий от
греческого произношения имени основателя
религии. Другое её европейское название
маздеизм, происходящее от имени Бога в
зороастризме, в настоящее время
воспринимается в целом как устаревшее,
хотя оно ближе к главному самоназванию
зороастрийской религии — авест. mazdayasna- «Почитание Мазды», пехл. mazdesn. Другое самоназвание зороастризма
— vahvi- daena- «Благая Вера», точнее
«Благое Ви?дение», «Благое Мировоззрение»,
«Благое Сознание». Отсюда основное
самоназвание последователей зороастризма
перс. — behdin
—
«благоверный», «бехдин».
Зороастризм является догматической религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Современные зороастрийцы обычно структурируют своё вероучение в виде 9 основ:
Ахура
Мазда (также Ахура-Мазда, реже
Ахурамазда,
авест. Ahuramazda.PNG ahura- mazda-, др.-перс. ahuramazda-), Ормазд или Ормузд (пехл. whrmzd'), «Господь Мудрый»
— авестийское
имя божества, провозглашённое пророком
Заратуштрой —
основателем зороастризма — Единым Богом. В
Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в
бесконечном свете, создатель всех вещей и
податель всего благого, всеведущий
устроитель и властитель мира и высший
объект почитания зороастрийцев,
называющих себя по-авестийски mazdayasna-
«почитатель Мазды». Ахура Мазда является
отцом Аши (праведности-истины) — закона, по которому
развивается мир, покровителем праведного
человека и главой всех сил добра, борющихся
с «ложью» —
злом и разрушением, происходящих в мире
против его воли. В конечном преображении
бытия (Фрашкарде) им вместе со всеми
благими существами будет совершено
окончательное очищение мира от сил зла.
Имя Бога в зороастризме
образовано от двух древнеиранских слов,
имеющих индоиранские корни:
Авеста — собрание священных
текстов зороастрийцев, старейший памятник
древнеиранской литературы, составленный
на особом, более нигде не зафиксированном
языке, называемом в иранистике
«авестийским».
Как и
большинство священных писаниий
"мифологического периода" истории, Авеста
имела энциклопедический характер и
выражала собой полный комплекс
представлений древних персов о мире. Самая
древняя ее часть – Ясна представляет собой гимны и
молитвы многочисленным богам – гаты. По языку и
содержанию они очень напоминают тексты
древнеарийских Вед. Это очень существенное
наблюдение, оно позволяет сделать вывод об
общих корнях авестийской и ведической
религий. В составе Авесты, по преданию, 21
книга, но до нас дошли лишь отрывочные
фрагменты. Позднейшая часть Авесты – Бувдегеш – это история великого
пророка древнеперсидской религии – Заратустры. Ему и
приписывается авторство текстов Авесты.
Эти писания были созданы на пехлевийском
диалекте и вошли в средневековую
литературу как элемент эпических поэм
классика иранской и таджикской литературы.
Авеста, снабженная
комментариями на более поздних наречиях
персидского языка, называется Зенд-Авестой
(Зенд –
предание). Наиболее широкое
распространение в качестве молитвенника у
народов Древнего Египта и Таджикистана
получила сокращенная или Малая Авеста.
Отголоски авестийских преданий
сохранились в греческих, латинских,
арабских и древнеармянских источниках.
Боги авестийской
религии весьма многочисленны, поэтому
зороастризм можно считать типичной
мифологической политеистической религией.
Все царство богов довольно четко делится
на две противостоящие группы – добрые,
созидательные боги и злые, разрушительные.
Боги, олицетворяющие доброе, светлое
начало, называются агуры (ахуры), темное и
злое –
дэвы.
Во главе добрых
богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в
пехлевийском, более позднем варианте и
Ормузд в древнегреческой передаче).
Буквальное значение имени бога – "господь премудый".
Обычно в древних мифологиях верховным
богом был громовержец, воин (Зевс, Индра,
Перун), но древнеперсидская была в этом
смысле исключением. Здесь все время
подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник,
духовное начало. Иногда он изображался в
виде совершенного человека-царя с крыльями
птицы, перья которой символизируют
солнечные лучи. Однако определенного
изображения (иконографии) Ахура-Мазды, как
и других богов, у древних персов не было
Вместе с этим богом за
гармонию, порядок и красоту во Вселенной
борятся ахуры (агуры) – небесная свита Ахура-Мазды. Считают,
что агуров 7 (Амеша Спента – небесные святые).
Любопытно, что они олицетворяют совершенно
абстрактные начала – мысль, справедливость, волю,
смирение, здоровье, совершенство и
бессмертие. Это загадка для
исследователей, так как в остальных
мифологических религиях боги обычно
связаны с силами природы, олицетворяют
небо, землю и т.п. (хотя некоторые черты
связи с материальным миром у этих божеств
все же есть, по своим функциям они
напоминают известных ведических богов
– Агню, Ушас и
др.).
Если от Ахура-Мазды
и его "воинства" произошло все благородное
и полезное: возделанная земля, домашние
животные, вода, огонь, здоровье, дневной
свет и т.п., то от его противоположности
– Ангра-Маинью
все темное и нечистое: грехи, чародейство,
смерть, болезни старость, зима,
пресмыкающиеся, хищные звери, пустыни...
Ангра-Майнью –
олицетворение зла, лжи, нечистоты. Он
действует через свое воинство – дэвов. Это он
расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Не
случайно образ этого бога вошел в
средневековые представления европейцев в
виде злого колдуна Аримана (имя пришло в
Европу из древнегреческих источников).
Ортодоксального (соответствующего правилу
канону) изображения демонов зла в
древнеперсидской религии не было. Согласно
более поздним учениям, они считались
бесплотными. Жили, как считали персы, злые
силы где-то на севере (откуда приходит
холод и мрак) или в "бездне", в преисподней.
Ангра-Майнью насылал на людей 9999 болезней,
а их лечение рассматривалось как изгнание
злых сил. Ангра-Майнью (Ариман) насылал на
людей также и смерть. Вообще смерть,
согласно зороастризму, – это победа злых сил,
и чем праведнее был умерший, тем большая
победа! Это очень важная черта религиозных
взглядов персов, которая отразилась в их
погребальном обряде.
Дьяволы (цэвы) часто приходят к людям в
"обманном виде" выдавая зло за добро.
Особенно коварны демоны-женщины. За
Ангра-Майнью следует целый сонм колдунов
фокусников, фей, ведьм, их количество
растет, так как каждый грешивший при жизни
и не успевший очиститься после смерти
приумножает количество нечистой силы,
становясь дьявольским
привидением.
Такое
четкое разделение богов и всего, что они
создали, на две части – добрую и злую, без промежуточных
состояний и "полутонов" дает возможность
назвать религию зороастризма типичной
дуалистической религией (понятие дуализм
означает раздвоенность на два
противоположных непримиримых начала). Силы
зла и добра находятся в постоянной борьбе.
В конечном счете Ахура-Мазда одолеет в
ожесточенной схватке Ангра-Майнью и на
земле утвердится добро – вот во что верили
древние персы.
Из всех
этих основополагающих моментов в учении
зороастризма вытекает своеобразная этика
этой религии (этика – учение о поведении человека). Люди
участвуют в борьбе двух божественных
начал, но они могут выбирать, на чью сторону
становиться. Человеческая душа – это поле сражения
добра и зла. Чтобы сохранить верность
Ахура-Мазде, человек должен избегать всего
нечистого (смерти, мертвого тела, крови,
грязи, мусора и всего, что с этим
соприкасалось). По религии древних персов
строжайше предписывалось говорить правду,
не нарушать договоров, быть справедливым.
Нравственно –
пахать землю сажать растения, быть
трудолюбивым ("когда утренний петух
призывает людей к труду, длиннорукий демон
Бушиаста уговаривает их остаться в
постели", –
говорили древние персы). Нарушая
установления, человек совершает грехи.
Некоторые из грехов можно смыть, искупить,
выбить из человека ударами палок, но есть
такие, которые не будут прощены никогда
– ни в земной,
ни в загробной жизни. Это главным образом
три греха: сожжение трупов, поедание падали
и половые извращения.
Нельзя не заметить, что такие строгие
нравственные нормы успешно сочетались у
персов с жесточайшими завоеваниями, в ходе
которых они применяли обман и коварство,
проливали кровь врагов. Дело в том, что, как
это часто было в древности, нормы этики
распространялись не на всех людей, а только
на соплеменников верящих в Ахура-Мазду
(единоверцев). Царь ДарийОстальные, с точки
зрения персов, за людей, видимо, не
считались. Это можно проиллюстрировать на
примере очень развитой древнеперсидской
медицины. Иноплеменники и иноверцы могли
свободно использоваться в качестве
"подопытных кроликов". Если за "своего" врач
отвечал головой, то за чужака он не нес ни
малейшей ответственности. Каждый новый
прием лечения должен был быть сначала
дважды испытан на "неверящем в Мазду". Этика
древних персов имела формальный, грубый
характер, она не предполагала никаких
промежуточных состояний между добром и
злом. Даже религиозные чувства были
рациональны, практичны, не сочетались ни с
какой эстетикой и лирикой. Религия и закон
для древнего перса были синонимами.
Очень важная черта
учения зороастризма – положение о том, что земная и
посмертная судьба человека зависит от его
личной веры в Ахура-Мазду. Это тоже весьма
нетипично для древних религий, где
вероисповедание человека никогда не
определяет его судьбу (лишь бы жил
по-божески и не нарушал норм
нравственности). В этом смысле, по мнению
некоторых религиоведов, зороастризм
приближается к типу современных мировых
религий.
В поздней
Авесте среди добрых богов появляется Митра
(буквально верность, клятва). Этот бог
встречался у древних ариев. Митра имеет
тысячу ушей и глаз и пристально следит за
тем, чтобы все поступали по правде и
справедливости. Митра – податель света,
гарант нравственности, олицетворение
света и солнца. Митра – воин, герой, победивший страшного
мифического быка. В паре с ним в эпосе
фигурирует Анахита – богиня воды и плодородия,
заставляющая пениться потоки и моря и
дающая изобилие. По мнению многих
исследователей, культ Анахиты был
заимствован персами у семитических племен.
Культ Митры широко
распространился в Древнем мире. Со времен
царя Артаксеркса II (первая половина IV в. до
н. э.) он был узаконен и затем подхвачен
римлянами-завоевателями. Митра мог
считаться богом-спасителем, его день
отмечался 25 декабря (поворот солнца на
лето), и это был праздник Рождества Митры
(сравните с христианским Рождеством!).
Сохранилось множество древневосточных и
античных изображений этого популярного
бога на рисунках, монетах, в статуэтках. Он
изображается в виде человека, часто с
головой льва. Любимый сюжет художников
– Митра,
убивающий быка.
Устройство мира и его происхождение в
Авесте описано туманно. Творцом всего
сущего обычно называют Ахура-Мазду, но,
следуя логике этой религии, его следует
считать создателем только тех вещей,
которые принадлежат к царству добра. Люди,
имеющие свободу выбора между добром и злом,
в своей основе созданы Ахура-Маздой. Этот
бог могущественен, но не безгранично, он
вынужден делить свою власть над миром с
Ангра-Майнью. Окончательная победа над
дьяволом будет достигнута с участием людей
и других "чистых сил", которые объявятся в
будущем. По некоторым поздним авестийским
рассказам, когда настанет конец света,
произойдет Страшный суд. Появится некий
Саошиант (букв. спаситель) – возможно это будет
новое воплощение или сын Заратустры (см.
ниже) и он родится от девы. Саошиант поможет
Ахура-Мазде сокрушить Ангра-Майнью, а на
земле воцарится вечное царство добра. Люди
воскреснут в полной телесности (души
умерших вновь соберут их по частям, взяв
кости, волосы, кровь и другие останки из
природы). Такие учения о конце света,
Страшном суде и последующем вечном
блаженстве называются эсхатологическими
учениями. Они особенно характерны для
христианства, иудаизма, ислама. В учении о
Саошианте и конце света явно уловимо
совпадение с христианством. Как это
объяснить? Первое, что приходит в голову,
– это
заимствование. Вопрос состоит в том, кто у
кого заимствовал эти идеи, так как время их
возникновения почти совпадает.
Христианские богословы замечают в этой
связи, что учение Христа было как бы
предугадано, предчувствовано
человечеством. Некоторые прямые
совпадения с учением христианства и
сюжеты, напоминающие жизнь Христа,
объясняются таким "предчувствием",
"подготовкой" человечества к восприятию
его учения во всей полноте.
В зороастризме разработано не
только учение о конце света, но и о
потустороннем мире, о рае и аде. Смерть не
представлялась древним персам как
уничтожение. Скорее она была испытанием,
важнейшим событием для человека. Персы
больше боялись зла, чем смерти, а потому
момент смерти считался очень опасным с
точки зрения возможности попасть в руки
дьяволов. Персы верили, что душа умершего
отделяется от тела и улетает в легкий
воздушный эфир, где возвышается сияющий
"мост ветров". Затем на вершине высокой горы
бог Митра с другими богами судит
новопришедшего. На весах точнейшим образом
взвешиваются его добрые и злые дела. В этот
момент умершему могут помочь родные и
друзья, присоединяя вес своих добрых дел к
той чаше весов, на которой находятся добрые
дела умершего. Затем душа будет переходить
через узкий мост, и если человек не
заслужил рая, она упадет в пропасть ада, а
если заслужил, то вскоре окажется в
благоуханном краю. Прекрасная девушка
введет душу в рай, и душа останется здесь,
но еще не окончательно! Впереди всем
умершим предстоит Страшный суд и
Воскресение из мертвых (после прихода
Мессии-Спасителя). Грешники же будут
полностью уничтожены в конце света вместе
с Ангра-Майнью.